Магия Ариадны
Привет .Регистрируемся здесь
Мы всегда рады новым "жителям нашего дома"
Кто такая Баба Яга. Graphics-cards-817142

Join the forum, it's quick and easy

Магия Ариадны
Привет .Регистрируемся здесь
Мы всегда рады новым "жителям нашего дома"
Кто такая Баба Яга. Graphics-cards-817142
Магия Ариадны
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Кто такая Баба Яга. Owl10
Последние темы
» Разберем ситуацию вместе с Ленорман
Кто такая Баба Яга. EmptyПт Июл 07, 2023 11:51 pm автор Raumt

» Разгадаю ваш сон
Кто такая Баба Яга. EmptyСр Июл 05, 2023 4:01 pm автор garri

» Диагностика общего состояния человека по чакрам
Кто такая Баба Яга. EmptyСр Май 24, 2023 10:51 pm автор Raumt

» Ищу помощь
Кто такая Баба Яга. EmptyВт Май 23, 2023 5:58 pm автор Raumt

» Обучение
Кто такая Баба Яга. EmptyВс Фев 26, 2023 1:46 pm автор Raumt

» ИЩУ ПОМОЩЬ
Кто такая Баба Яга. EmptyПн Дек 19, 2022 5:52 pm автор garri

» Вопрос- ответ
Кто такая Баба Яга. EmptyЧт Ноя 24, 2022 4:07 pm автор garri

» Путь к 10 пентаклей
Кто такая Баба Яга. EmptyСр Ноя 02, 2022 2:01 pm автор Raumt

» Акция "Диагностика поведения человека в сфере взаимоотношений"
Кто такая Баба Яга. EmptyЧт Мар 31, 2022 4:03 pm автор ЯрилоR


Социальные закладки




Поместите адрес форума Магия Ариадны на вашем сайте социальных закладок (social bookmarking)


Руна дня



© «Astral-Vision»
гороскоп



ВАЖНО
Если вы хотите читать ВСЕ темы на форуме, просим вас зарегистрироваться

Вся информация, которую вы здесь найдете, носит ознакомительный характер и администрация форума не несет ответственности за ее практическое применение


Объявления

    Нет ни одного объявления.


    Кто такая Баба Яга.

    Перейти вниз

    Кто такая Баба Яга. Empty Кто такая Баба Яга.

    Сообщение автор Raumt Вс Апр 05, 2020 5:22 pm

    Кто такая Баба Яга.

    С местом ее проживания мы разобрались в предыдущих постах. Теперь нас будет интересовать конкретно ее образ, и какими своими чертами во внешности и поведении она связана с миром мертвых.

    «ФУ, РУССКИМ ДУХОМ ПАХНЕТ!»

    Избушка повернулась, и герой в нее входит, и сразу слышит: "Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится". Или короче: "Фу, как русска кость воня".

    Запах Ивана есть запах живого человека вообще, а не просто русского. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, и мертвые узнают живых по этому запаху. Это прослеживается не только в славянских сказках, но и в сказаниях Америки, Африки и т.п.
    Запах живых так же противен и страшен мертвецам, как запах мертвых страшен и противен живым. Поэтому герои, желающие проникнуть в иной мир, иногда предварительно очищаются от запаха.
    Очевидно, раз для бабы Яги живой Иван омерзительно воняет, то сама она принадлежит миру смерти.

    ПИЩА МЕРТВЫХ.

    После того, как баба Яга почуяла главного героя, она начинает его расспрашивать о цели визита. "Дело пытаешь или от дела летаешь?"
    Мы ожидаем, что герой теперь расскажет о своей цели. Однако он отвечает иначе. "Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай"
    Самое необычайное, что яга при таком ответе совершенно смиряется: "Баба-яга их напоила, накормила их, в баню сводила". В тех случаях, когда царевич входит в избушку, а яги еще нет, он находит накрытым стол и угощается без нее. Даже сама избушка иногда подогнана сказочником под эту функцию: она "пирогом подперта", "блином крыта", что в детских сказках Запада соответствует "пряничному домику". Этот домик уже своим видом иногда выдает себя за дом еды.

    Отметим, что это типичная черта яги - она кормит, угощает героя. А еще, что этот герой отказывается говорить, пока не будет накормлен. Сама яга говорит: "Вот дура я, стала у голодного да у холодного выспрашивать».
    Почему Иван должен что-то съесть у бабы Яги? Дело в том, что приобщившись к еде, назначенной для мертвецов, пришелец окончательно приобщается к миру умерших.
    Например, по верованию маори, "даже переправившись через реку, отделяющую живых от мертвых, еще можно вернуться, но кто вкусил пищи духов, тот не вернется никогда". Отсюда запрет прикасания к этой пище для живых. Так же Персефона принадлежит Аиду, поев гранатовое яблоко.
    Подобно тому, как пища живых дает живым физическую силу и бодрость, пища мертвых придает специфическую магическую силу, нужную мертвецам.
    Требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет право на нее, что он "настоящий". Вот почему яга и смиряется при его требовании дать ему поесть.
    В американском сказании герой иногда только делает вид, что ест, а на самом деле бросает эту опасную пищу на землю. Наш герой этого не делает, он этой пищи не боится.

    КОСТЯНАЯ НОГА.

    Яга со стороны облика является в двух видах: или при входе Ивана она лежит в избе или она прилетает.
    Яга-дарительница при приходе Ивана находится в избушке. Она, во-первых, лежит. Лежит она или на печке, или на лавке, или на полу. Далее, она занимает собой всю избу. "Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая". "На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос".
    Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она - мертвец.

    Если это наблюдение верно, то оно поможет нам понять одну постоянную черту яги - костеногость. Чтобы понять эту черту, надо иметь в виду, что "осознание трупа" - вещь очень поздняя.

    Анализ яги как хозяйки над царством леса и его животных покажет нам, что ее животный облик есть древнейшая форма ее. Такой она иногда является и в русской сказке. В одной вятской сказке у Д. К. Зеленина, которая изобилует архаическими чертами, роль яги в избушке играет козел. "Лежит козел на полатях, ноги на грядках" и пр. В других случаях ей соответствует медведь, сорока и т. д. Но животное никогда не обладает костяной ногой не только в русском материале, но и в материале международном. Следовательно, костяная нога как-то связана с человеческим обликом яги.
    Переходную ступень от животного к человеку составляет человек с животной ногой. Такой ногой яга никогда не обладает, но такими ногами обладают Пан, фавны и др. Они так же сохраняют свои животные ноги, как их сохранила избушка. Яга же настолько прочно связана с образом смерти, что эта животная нога сменяется костяной ногой.
    В связи с этим яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. и внешне проявляет себя как мертвец.

    СЛЕПОТА.

    Хотя в русской сказке этого никогда не говорится, но все же можно установить, что яга слепая, что она не видит Ивана, а узнает его по запаху.
    Под "слепотой" может быть вскрыто понятие некоторой обоюдной невидимости: живые не видят мертвых точно так же, как мертвые не видят живых.

    Мы увидим, что герой, попавший к яге, слепнет (он вначале не видит ягу, только слышит «фу, русским духом пахнет». Герой иногда жалуется на глаза: "Дай-ка мне наперед воды глаза промыть». С чем это связано?

    Мы знаем, что яга имеет связь с обрядом инициации. Посвящаемый уводился в лес, вводился в избушку, представал перед чудовищным существом, властителем смерти и властителем над царством животных. Он так же подвергался символическому ослеплению: ему залепляли глаза. Временная слепота есть знак ухода в область смерти, дальнейшее прозрение – есть перерождение/ возрождение.

    Касательно слепоты самой Яги...
    В сказке "Баба-яга и Жихарь" яга хочет похитить Жихаря и прилетает к нему в тот момент, когда его приятели и сожители, кот и воробей, ушли за дровами. Она начинает считать ложки. "Это котова ложка, это воробьева, это Жихарькова". Жихарько не мог утерпеть, заревел: "Не тронь, яга-баба, мою ложку!". Яга-баба схватила Жихаря, потащила.
    Итак, чтобы узнать, где Жихарько, яга должна услышать его голос. Она не высматривает, она выслушивает, так же как она вынюхивает пришельца.
    В других сказках ягу ослепляют. "Как она уснула, девка залила ей глаза смолой, заткнула хлопком; взяла свою дитятю, побежала с ним".
    Если верно, что яга охраняет тридесятое царство от живых, и если пришелец, возвращаясь, ослепляет ее, то это значит, что яга из своего царства не видит вернувшегося в царство живых.

    Вообще, в самом обряде ослеплялся, конечно, именно тот, кого посвящали. Почему иногда ослепляется сама баба яга?
    Обряд был страшен и ужасен для детей и матерей (испытуемому еще и наносились увечья, которые в сюжете сказки не сохранились: например, совершалось обрезание, выбивание зубов, отрезание пальца и т.п.).
    Но изначально обряд считался необходимым, потому что прошедший приобретал нечто, что мы назвали бы магической властью над животным, т. е. обряд соответствовал способам примитивной охоты.
    С переходом к земледелию, с новым социальным строем старые жестокие обряды ощущаются как ненужные и проклятые, их острие обращается против их исполнителей.
    Такой же случай мы видим при анализе мотива сжигания: в обряде "сжигаются" дети (баба яга сажает на лопату Ивана, например), в сказке дети сжигают ведьму.

    Источник: «Исторические корни Волшебной Сказки», В. Я. Пропп.
    Raumt
    Raumt
    Администратор
    Администратор

    Сообщения : 8518
    Дата регистрации : 2017-12-22

    Вернуться к началу Перейти вниз

    Вернуться к началу

    - Похожие темы

     
    Права доступа к этому форуму:
    Вы не можете отвечать на сообщения